Педагогическая практика

Студентка КГПИ на педагогической практике, 1960-е годы.

Большое значение в подготовке специалистов Коми пединститута играла педагогическая практика. Изучив теорию, студенты отправлялись в школы Республики Коми для закрепления полученных знаний.

О педагогической практике в Щельяюрской школе №8 рассказывают дневниковые записи Владимира Николаевича Алексюка, выпускника физико-математического факультета Коми пединститута 1962 года, профессора, преподавателя КГПИ.

Декабрь 1960 г. Записи из практикантской тетради.

«Смотри не проморгай время. Долгожданный звонок для ребят (существ беспокойных) – желанный гость».

«Надо стремиться всем своим поведением на уроке (голосом, вопросами, замечаниями) соединить части класса в одно целое и сохранить это целое на всех уроках. Слова – болты, вопросы к учащимся – гайки. Минутки оживления – смазка. Топливо – излагаемый материал. 7-й класс движется в 8-й. Каждый ученик – часть целого организма (класса). Захромала часть – страдает и целое. Чтобы не допустить выхода из строя, повлияй на нее словом, вопросом».

«Критика учащихся моральными формулами доходит до учащихся, как до стенки горох, — стукнет маленько и отлетит навеки, а стена остается прежней. Необходимо упрямое воздействие на характер воспитуемого. Еще ни один скульптор не создавал произведение одним ударом, пусть и сильным. Всякий мастер упорным трудом добивался своей власти над обрабатываемым материалом; сотней, тысячей мелких изменений, которые сделать просто (закон природы), вдохнул он жизнь в свое детище. Мы тоже архитекторы. Мы рождаем скульптуру характера – вносим нужные черты, срезаем безобразящие и лишние выступы характера».

«Надо ставить целью урока оставить вехи в просторах мысли, чтобы потом память ученика могла легко идти, ориентируясь на них (особенности участков между вехами расскажет учебник)»

«Человек на 90 % живет по привычке. Лишь десятую долю стимула к деятельности дает творчество. Учителю нужно поэтому быть рассадником как можно большего числа полезных привычек (слушать, читать, решать). Совокупность этих привычек — привычка к труду благородная». В образовании этой великой привычки в характере детей – основная цель нашей работы».

«Человек в роли начинающего учителя чем-то похож на неумелого парикмахера. Отличие – у клиентов появляются огрехи в головах».

Август 1961 г. … Я хочу стать математиком. Очень нужна действенная помощь, руководитель. Пока этого нет. Есть только глубокое сомнение: а смогу ли сам что-то?..»

Декабрь 1961 г. «Скоро конец года. Скоро еду в Сыктывкар. Скоро снова смогу заниматься, сколько хочется. Т.е. скоро конец практике».

Используемая литература:
Коми пединститут: новый этап развития. 1945—1972: сборник документов, материалов, воспоминаний / ред. коллегия: М.Д. Китайгородский (гл. ред.); Л.А. Жданов (отв. ред.); Д.Ю. Григорьева; Н.И. Сурков. — Сыктывкар: Коми пединститут, 2012 г. (с. 322-324).