5 ноября отметил 75-летие Василия Никифоровича Задорожного — ректора Сыктывкарского государственного университета, который 17 лет руководил вузом и отдавал все силы на развитие образования и науки в Республике Коми.
Время вступления В. Н. Задорожного в должность ректора вспоминается жесточайшим экономическим и социальным кризисом в стране. Перед руководителями стояла задача сохранить систему высшего профессионального образования. Однако, Василий Никифорович направлял силы не только на сохранение, но и на развитие Сыктывкарского государственного университета.
До прихода В. Н. Задорожного университет столкнулся с различными проблемами, особенно в материальном плане. Поэтому одним из первых своих решений новый ректор централизовал все небюджетные поступления и направил их на решение первоочередных задач всего коллектива.
Сам Василий Никифорович говорил о столь решительных шагах так: “Победила не только целенаправленная воля, но и то, что люди поняли — всё, что я предпринимал, в итоге работало на развитие университета. Преподаватели видели, как университет расправлял плечи, они стали понимать, что вуз — это единый организм, и проблемы свои факультеты должны решать сообща”.
О том, как перестраивался университет, можно много вспоминать. Но есть одна интересная ситуация, о которой будет хорошо вам рассказать — связана она с профилакторием. В то время, когда стоял вопрос даже о выживании вуза, администрация смогла не потерять из виду “факультативный” сектор жизни университета.
В 1997 году прекратилось бюджетное финансирование студенческих профилакториев, и было даже непонятно — быть им или не быть… Многие вузы стали закрывать свои центры, однако сотрудники Сыктывкарского университета, пораскинув мозгами, воспользовались ситуацией и закрылись на капремонт. И не прогадали! Буквально на следующий год стало известно, что профилакториям таки быть.
А что говорил сам Василий Никифорович Задорожный о своём периоде ректорства?
“Я на работу хожу с удовольствием. Мне всё интересно. Очевидно, так будет до тех пор, пока мне можно реализовывать какие-то новые идеи”.
“Университет должен не только давать образование, но и воспитывать гармонично развитую личность. Эти слова уже никто не произносит. А зря”.
“Надо постараться осознать необходимость перемен, надо глубоко вникнуть в проблему, подняться над обыденностью, помыслить шире и глубже, заглянуть в будущее”.