В конце 60-х годов в Коми пединституте появились студенты с необычными именами: Милен, Драгомир, Ранил, Иванка, Дафинка и другие. И выглядели они нетипично — смуглые, темноволосые ребята сильно выделялись на фоне остальных. Это были дети болгар, которые с 1967 года занимались лесозаготовкой в Удорском р-не Коми АССР.
На то время получить высшее образование в Болгарии было очень сложно, поэтому некоторые поступали в соседнее дружественное государство. Это был период, когда КГПИ являлся крупным центром по подготовке педагогических кадров на Европейском Севере Советского Союза.
Большинство из школьников-болгар, поступавших в пединститут, были неплохо подготовлены. Отметки в аттестатах у них были хорошие, многие имели похвальные грамоты за успешное обучение.
Интересный факт: для абитуриентов, поступающих в КГПИ, была разработана анкета. Она должна была по ответам выявить способности и их возможности стать учителем. И вот, среди сохранившихся ответов болгар на вопрос “Чем Вас привлекает профессия учителя?”, молодые люди писали, что “профессия педагога — самая благородная профессия”, “эта профессия учит любви к детям”, “у нас учительская династия” и т.д.
Также они отмечали, что для учителя главное — это “принципиальность”, “любовь к профессии”, “уважение к детям и самому себе”, “выдержка и чуткость”, “любовь к детям”, “широкий кругозор”.
Первые студенты из Болгарии были зачислены в 1969 году, их было всего 4 человека. Постепенно численность стала расти, и в конце 80-х годов уже составила 12-13 человек ежегодно. Всего в КГПИ обучалось около 100 студентов-болгар.
Студенты родом из-за рубежа очень старательно и с успехом вливались в научную и общественную жизнь института. В приказах разных годов часто встречалась информация о поощрении болгарских студентов грамотами, премиями за успехи в учебе и активную общественную деятельность.
Некоторые болгары принимали участие и в стройотрядовском движении! В 1971 году один из студотрядов КГПИ работал в Удорском районе, в с. Кослан. Интересно, что бригаду студентов естественно-географического факультета возглавил болгарин Ралко Пётр.
Выпускники и преподаватели вспоминали, что студенты из Болгарии всегда были доброжелательными, контактными, уважительными. Они принимали участие во всех мероприятиях, часто рассказывали о болгарской культуре. Если оценивать в общем, то их обучение в Коми пединституте способствовало созданию дружеской атмосферы в студенческой и преподавательской среде, а также взаимному обогащению в культурной сфере.
Как писал М. Доцинский, выпускник КГПИ из Болгарии: “В Коми я нашел настоящих друзей, с которыми мне было очень трудно расставаться. Время, которое я провел в КГПИ — самое замечательно, и это заслуга всех преподавателей”.