Д.И. Розанов летом 1918 г.
Розанов Дмитрий Иванович – первый заведующий кафедрой физико-математических дисциплин Коми пединститута
Он родился в январе 1876 г. в Туле в семье гимназического преподавателя древних языков. С 1885 по 1890 гг. Д.И. Розанов обучался в Вяземской классической гимназии, а затем на математическом отделении Калужской гимназии. В 1896 г. он поступил на физико-математический факультет Императорского Московского университета. Проучившись здесь 2 курса, перевелся на естественный факультет, который окончил в 1903 г., получив диплом первой степени по специальности «Химия, физика».
В 1903 г. Д.И. Розанов поступил на медицинский факультет Московского университета, который окончил в 1907 г., получив диплом врача и степень кандидата естественных наук.
Будучи еще студентом, он работал химиком на парфюмерной фабрике товарищества «А. Ралле & К».
В 1906 г. Д.И. Розанов осуществил двухмесячную поездку в Австро-Венгрию и Италию, наблюдал за извержением Везувия. В Национальном архиве Республики Коми имеются воспоминания Д.И. Розанова «Мое восхождение на вулкан Везувий во время его извержения в 1906 году» (В 1935 г. он подарил Коми областному музею два кусочка лавы).
С августа 1911 г. он жил и работал в Усть-Сысольском уезде Вологодской губернии: сначала в Троицко-Печорске, а с сентября 1917 по декабрь 1918 гг. преподавал географию и природоведение в Усть-Сысольской Императора Николая Александровича мужской гимназии.
К этому времени он опубликовал уже более 10 научных работ. Однако его увлекли идеи революционных преобразований того времени.
Он был активным участником революционных событий и гражданской войны в Коми крае: член Усть-Сысольского исполкома, комиссар врачебно-санитарного отдела уисполкома, член большевистской партии и чрезвычайной комиссии, врач Ижмо-Печорского полка.
В 20-х гг. он стал заниматься налаживанием медицинской помощи населению и преподавательской деятельностью. С осени 1921 г. он – заведующий лечебным отделом в облздравотделе, а в 1922 г. стал заведующим организованной областной больницы. Д.И. Розанов работал в Зырянском институте народного образования (ЗИНО), который был преобразован в Практический институт народного образования (ПИНО). В частности, в 1922 г. он был заведующим научно-учебной частью, затем проректором, а в ноябре – и.о. ректора ПИНО. С 1924 по 1932 гг. он трудился судебно-медицинским экспертом.
В 1932 г. Д.И. Розанов в числе первых 14 преподавателей был привлечен в штат доцентом по физике и химии организуемого Коми пединститута (приказ № 9 от 19 января 1932 г.).
Этим приказом были определены первые 9 кафедр Коми пединститута. Среди них – кафедра физико-математических дисциплин (предметы: математика, физика, астрономия и геодезия). Она, как и еще 4 другие кафедры, была обозначена, но не имела вначале заведующего кафедрой.
С 1 марта 1932 г. ее первым руководителем был назначен Д.И. Розанов (приказ № 22 от 28 февраля 1932 г.). Понятно, как трудно было налаживать деятельность такой кафедры, разноплановой по вмененным ей дисциплинам.
Но это были не все трудности. Не хватало преподавателей по многим предметам. Не хватало базовых знаний у студентов.
Приведем здесь личные впечатления о Д.И. Розанове из статьи А.С. Осташова «Трудные годы. Из воспоминаний Осташова А.С. о своей учебе в пединституте», который был студентом Коми пединститута первого набора, получил по физико-математическому факультету диплом об окончании № 1, был участником Парада Победы 24 июня 1945 г.:
«…Помним лекции профессора Д.И. Розанова. Он по профессии старый врач, уже преклонного возраста, довольно, по-старчески, грузный, со строгими симпатичными чертами лица. Всегда ходил на лекции в черном смокинге (или фраке, точно не знаю, как), в белой манишке. На голове часто носил профессорскую шапочку. Голос у него был басовитый, но еще не хриплый. Он читал нам лекции без конспектов, но последовательно, не сбиваясь с ритма и мысли.
Анатомию и физиологию человека, конечно, он знал, всю свою жизнь посвятил своему делу. Но читал лекции он как бы не для нас, а для равных себе – врачей. Речь его изобиловала латынью и медицинскими терминами, и сугубо научными оборотами. Кое-что, конечно, мы понимали, но запомнить все им сказанное мы не могли. Это он видел и часто сокрушался, и возмущался, жаловался на нас начальству, но и староста группы тоже осмеливался говорить начальству, что мы его плохо понимаем. Там на кафедре его уговаривали, что надо студентов учить, а не такие лекции читать. Однажды даже в нашу группу пришло начальство вместе с Д.И. Розановым. Стали нас уговаривать, чтобы внимательно слушали лекции, а ему тут же при нас давали советы читать лекции попроще, подоходчивее. Интересно заметить, что из нашей группы больше всего выступал против своего отца сын Розанова, который учился в нашей группе.
Запомнились слова профессора Розанова тогда же на нашем собрании: «Прежде чем наливать воду в дырявую бочку, вначале бочку конопатят, а то сколько ни лей воды, она вытечет».
Д.И. Розанов работал в Коми пединституте лишь до 7 мая 1932 г. На основе личного заявления приказом № 62 от 7 мая от работы в пединституте он был освобожден.
Стал работать в облздраве, а с 1939 г. преподавал в фельдшерско-акушерской школе г. Сыктывкара. Умер 25 сентября 1943 г. Причина смерти – декомпенсированная сердечная деятельность
Автор статьи: заслуженный работник высшей школы РФ, заслуженный работник РК
В.А. Попов
Источники:
- Кафедра математики Коми пединститута: история становления и развития / В.А. Попов. – Сыктывкар: Коми пединститут, 2012. – 216 с.
2. Гладилов Валентин. Красный доктор // «Дым Отечества». Историко-краеведческий выпуск газеты «Республика». – 2011. – 26 марта.
3. Коми пединститут: становление и развитие. 1932–1941. Документы, материалы, воспоминания / гл. ред. В.Н. Исаков, составители: Л.А. Жданов, В.Д. Захаров (отв. редактор), Э.В. Роттэ. – Сыктывкар: Коми пединститут, 2007. – 346 с.; фотографии.
4. Жданов Л.А. Личное дело № 5 – А/10 (Отклик на заметку В. Паршукова «Восхождение на Везувий» // Красное знамя. – 1993. – 16 декабря) // Красное знамя. – 1994. – 15 февраля.
5. Попов В.А. Розанов Дмитрий Иванович (1876–1943) // Институтский вестник КГПИ. – 2010. – №77.