Выцветают чернила, блекнет типографская краска на почтовых открытках, но память о каждом слове с полей сражений не забудется никогда.
Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях, ведь это не просто документ — это записи с историей, счастливой или печальной. В строках, пропитанных болью — дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатских сердец, вера и надежда на мир…
С началом военных действий миллионы людей оказались в рядах советской армии, на фронте и в тылу. Война разлучила тысячи семей, и вся надежда была на почту — она помогала найти близких, как бы далеко они не были. Каждый день уходило на фронт бесчисленное количество писем, газет, открыток, и столько же шло от солдат с фронта — в родные места, туда, где были оставлены любимые люди.
Многие письма солдат были написаны простым, бесхитростным языком. Они писали, что было на сердце, что волновало, что радовало — эти строки невозможно читать без слез.
Не было на фронте человека, который не скучал по близким людям и родному дому. Почти все письма начинались с обращения к любимым: “Милая мама”, “Мои родные”, “Дорогая семья”, “Любимая Таня”. Было трудно всем, но эти весточки судьбы помогали выжить в то суровое, жестокое время.
В архиве Музея истории КГПИ хранятся письма студентов, преподавателей и сотрудников, ушедших на фронт в суровые сороковые годы:
“Добрый день, Аня! Получил ваше письмо, на которое спешу ответить. Благодарю за внимание, которое вы мне оказываете. Ведь очень интересно узнать, что же делается в институте… Я скучаю по родному северу, живя в голой, белой, прозрачной, выбритой, безграничной степи…”
“Привет с фронта. Здравствуйте, дорогие мамочка и Лидочка! Вот сегодня снова решил вам написать открыточку, вообще пишу вам часто, а ответа все еще пока не получал…Обо мне не беспокойтесь, буду жив приеду и увидимся, вот только фрицу еще жару поддать и все тогда с победой легче будет домой приехать… Целую, Юра”
«Получая письма из глубокого тыла, как-то на душе становится легче и еще с большей энергией отдаешь себя целиком делу военного долга…Вот уже пошел второй год, как я был призван на службу родины, и как видите, жив, здоров и невредим. Хочется поскорее вернуться в строй гражданских и быть полезным обществу…»
Это письма, пропитанные болью и тоской, любовью и ожиданием, жизнью и смертью…