КГПИ — 90



Кафедра физического воспитания

Кафедра физического воспитания является ровесником Коми государственного педагогического института. Она была создана одновременно с вузом – в 1932 году. Первым заведующим был спортсмен-педагог, зачинатель не только многих видов спорта, но и всего спортивного движения Коми Республики А.С. Клочков. Многих студентов Анатолий Степанович приобщил к регулярным занятиям гимнастикой, хоккеем, футболом, баскетболом, теннисом. 

По воспоминаниям бывших студентов Коми пединститута, в 1930-е годы проходили спортивные номера. А.С. Клочков был душой студенческого коллектива. На его уроках физкультуры задания отличались четкостью, а занятия он сопровождал музыкой, играя на рояле. Спортзалом в то время служило низкое, полуподвальное помещение в здании бывшего духовного училища на улице Кирова. Стараниями А.С. Клочкова был произведен капитальный ремонт. Благодаря этому преподавателю в городе Сыктывкаре и Республике Коми появились первые чемпионы-лыжники и был построен первый высотный лыжный трамплин с двумя лыжнями. 

А.С. Клочков. Февраль 1958 г.

В годы Великой Отечественной войны спортивная работа строилась в соответствии с требованиями военного времени: проводилась подготовка стрелков, санитаров, пулеметчиков, радистов, снайперов, формировались роты всеобуча, курсы медсестер. 

В первые послевоенные годы физическая культура в пединституте получила дальнейшее развитие. В учебных планах первого и второго курсов «физическое воспитание» являлось обязательной дисциплиной. Возобновилось ежегодное проведение массовых соревнований по девяти видам спорта: лыжному, конькобежному, стрелковому, легкой атлетике, волейболу, баскетболу, гимнастике, шахматам. 

В 1947 году на кафедре начала работать преподаватель по физической культуре Е.В. Мороз. В течение десяти лет она возглавляла кафедру физвоспитания. Елена Васильевна много сделала для продолжения спортивных традиций, заложенных ее супругом А.С. Клочковым. 

В 1950-е годы для организации и проведения спортивно-массовой работы в вузе был создан спортивный клуб. В эти годы появился новый вид спорта в Республике Коми – спортивное ориентирование, зачинателем которого стал преподаватель Коми пединститута П.И. Тютюнник. 

Сборная КГПИ по хоккею с мячом. 1966 г.

Многие студенты-спортсмены и после окончания института посвятили свою профессиональную жизнь спорту. К примеру, выпускник 1960-х годов, спортсмен М.Г. Дуркин создал школьный спортивный клуб «Белка» с девизом «Олимпийцы среди нас!» и воспитал олимпийского чемпиона Василия Рочева. В 1974 году Михаил Гаврилович был признан лучшим тренером страны. Он был удостоен звания «Заслуженный тренер СССР». 

В 1990-2000-е годы занятия физкультурой в Коми пединституте по-прежнему оставались в почете. Культивировались различные виды спорта. Вырастали новые чемпионы. 

В 2014 году Коми пединститут вошел в состав Сыктывкарского университета. В настоящее время в вузе действует единый центр физической подготовки и спортивно-массовых мероприятий, где продолжают развиваться спортивные традиции.




Первый выпуск Коми пединститута

85 лет назад, в январе 1936 года состоялся выпуск первого набора студентов Коми пединститута. Кто же были эти первенцы, и как был организован учебный процесс? Об этом мы вам расскажем сегодня. 

Первый набор студентов пединститута был организован в декабре 1931 г. – январе 1932 г. Всего было принято 122 человека (на первый курс – 100, на второй – 22 студента, переведенных из других вузов). Состав студентов был разнородным. У одних – не было аттестата об окончании средней школы, у других – за плечами уже был многолетний стаж педагогической деятельности. 

Занятия в институте начались в январе 1932 г. в двухэтажном здании (12 комнат и 1 зал) на углу улиц Советской и Пушкина. Приказом директора института Богданова А.Ф. были определены 9 кафедр на трех отделениях: общественно-литературном, физико-техническом и химико-биологическом. Учебные планы составлялись на три года. Действовала строгая система посещаемости, основным видом занятий была лекция. 

Первый учебный год длился 6 месяцев. За это время никаких зачетов и экзаменов не было, оценки не выставлялись. Существовал бригадный метод обучения. Разбивка студентов по бригадам производилась на основе специальности и успеваемости. За бригаду отчитывался бригадир. Распорядок дня был следующий: 6 часов академической работы, 3 часа бригадных занятий и 1 час общественной работы. 

Состав профессорско-преподавательского персонала по состоянию на 1 мая 1932 г. состоял из 17 человек, из них: 1 профессор, 5 доцентов, 3 и.о. доцента, 5 ассистентов и 3 преподавателя. С высшим образованием – 14 человек, со средним – трое. Только 7 человек из 17 были постоянными работниками пединститута, остальные преподаватели работали по совместительству. 

Становление института выпало на трудные годы. Не было учебников, тетрадей, письменных принадлежностей. Студенты из бумажных листов сшивали самодельные тетради, карандашом записывали лекции. Электрическое освещение было настолько слабое, что на столах стояли керосиновые лампы. 

В 1933-34 гг. ситуация изменилась. Новый учебный год начался в здании бывшего духовного училища (сегодня в этом здании размещается Национальная галерея). Большая работа была проделана по оснащению учебных кабинетов: приобретены микроскопы, лабораторное оборудование, реактивы, посуда. В учебном процессе широко стали применяться наглядные пособия. Пополнилась библиотека. 

В 1935 г. вместо трех отделений были образованы 4 факультета: исторический, языка и литературы (филологический), физико-математический, естествознания. Для руководства ими учреждены деканаты. 

Важным днем для всех студентов стало окончание учебы. В январе 1936 г. сдавали государственные экзамены. Как вспоминают сами выпускники: «билетов нам не дали… они пришли только для экзаменационной комиссии и держались в секрете. Но учителя нас готовили… Госэкзамен проходил в кабинете директора, который украсили знаменами, портретами, кумачовыми скатертями. Установили две классные доски. В экзаменационной комиссии, кроме институтского начальства, были руководители обкома партии и облисполкома. Вызывали по одному, остальные студенты стояли и дрожали в коридоре…». В последующие годы экзамены проходили в учебных аудиториях, с билетами знакомили заранее, проводились консультации. 

Все выпускники (64 человека) успешно выдержали экзамен, получили дипломы и назначения на работу, многие уехали в свои районы. Никакого выпускного вечера и торжеств не было. 

Среди первых выпускников – хорошо известные в республике люди: Юхнин В.В., автор первого коми романа «Алая лента», Сахарова М.А., ученица коми ученого-педагога А.С.Сидорова, Елькина А.М., депутат Верховного Совета СССР, председатель Верховного Совета Коми АССР, Чувьюров Н.В. – преподаватель Коми пединститута и др.




Зырянский институт народного образования

История высшего образования Республики Коми началась 20 января 1921 года. Именно тогда в столице Зырянского края городе Усть-Сысольске (с 1930 года Сыктывкар) открылось первое высшее учебное заведение региона – Зырянский институт народного образования – ЗИНО.
Как это было, мы попытались воссоздать в видео-экскурсии, в которой использованы документы и фотографии из фондов Музейного комплекса университета.




Из истории КГПИ

Коми государственный педагогический институт является старейшим высшим учебным заведением Республики Коми. Датой рождения вуза считается 18 ноября 1931 года, когда было дано официальное разрешение на его открытие.

Изначально учебный корпус находился в двухэтажном здании на перекрестке улиц Пушкина и Советской, где до этого располагался индустриальный техникум. В подсобных помещениях разместились двенадцать комнат и небольшой зал, аудитории, лаборатории и кабинеты. Именно здесь начинали свой путь его первые студенты.

21 февраля 1932 года состоялось долгожданное открытие Коми пединститута. На торжественном собрании присутствовало 12 преподавателей и 120 студентов. Первым директором был назначен Александр Филимонович Богданов (1894-1933).

Состав студентов был разнообразным как по возрасту, так и по уровню образования и социальному положению. Только 81% поступивших имели законченное среднее образование. Среди первого набора были и учителя со стажем. Во время учебы приходилось нелегко. В магазинах не было учебников, тетрадей и письменных принадлежностей. Было сложно не только с продуктами, но и обувью, одеждой. Стипендию не платили до 1934 года.

В институте было три отделения: общественно-литературное, физико-математическое и химико-биологическое. Учебные планы составлялись на три года. Помимо приглашенных научных работников из Москвы и Ленинграда в педагогический состав института вошли некоторые сотрудники Педтехникума повышенного типа. В числе первых преподавателей были Г.А.Старцев, В.И.Лыткин, М.П.Богомолов, А.С.Сидоров и другие.

Летом 1932 года вузу передали здание бывшего Духовного училища. Кабинетов стало больше, открылись три лаборатории. Выделили помещение для библиотеки, книжный фонд увеличился с шести до одиннадцати тысяч экземпляров.

Для решения задач по подготовке учителей для 5-7 классов и осуществлению всеобщего обязательного семилетнего образования в сентябре 1934 года открылся Учительский институт с двухгодичным сроком обучения. Педагогический и Учительский институты стали действовать в одном учебном здании.

В 1936 г. пединститут выпустил своих первых студентов. В 1938 году институт начал работать в специально построенном корпусе №1, в это время было введено в эксплуатацию студенческое общежитие на улице Советской. С 1936 по 1941 годы школы республики получили 800 дипломированных специалистов, подготовленных Коми пединститутом.

В период становления Коми пединститута (до 1940-х годов) вузом руководили Д.И.Шулепов, Н.А.Михеев, Д.Т.Степуло, исполняли обязанности директора В.А.Айбабин, П.И.Размыслов, Г.П.Балин.

Создание педагогического вуза имело большое значение не только для подготовки квалифицированных учительских кадров, подъема грамотности и культуры населения, но и для развития всех сфер общественной жизни Коми края.