Сегодня, 21 февраля, в день основания Коми государственного педагогического института, мы хотим поделиться с вами воспоминаниями доцента кафедры педагогики, кандидата педагогических наук Ольги Александровны Старцевой о ее студенческих годах и о преподавателях кафедры педагогики КГПИ:
В 1972 году, будучи студенткой факультета иностранных языков, я познакомилась с моими будущими коллегами, которые вели у нас различные педагогические дисциплины. Кафедра педагогики и психологии (так она тогда называлась) была очень большой. На ней работали настоящие профессионалы: В.И. Ширяев, Ю.Я. Левков. Л.В. Плаксина, З.С. Попова, Г.М. Трифачева, Н.М. Глаздовский, В.Г. Попов, М.К. Попова, Л.Т. Тищенко, Н.В. Ильчукова, И.А. Оботурова, А.А. Михеева.
Владимир Иванович Ширяев вел историю педагогики. Этот человек знал всех классиков педагогики, как «Отче наш». Спокойный, рассудительный. Тонкий психолог. На экзамене всегда умел успокоить волнующегося студента: поговорит о доме, о родителях, а потом переходил к ответу студента.
Юлий Яковлевич Левков, казалось, был неутомим. Столько делал для Республики! Возглавлял «Республиканское педагогическое общество», проводил лектории на педагогические темы в учебных заведениях, даже кинотеатрах. Именно он впервые в Республике Коми апробировал и внедрил авторскую педагогическую программу «Школа – микрорайон», которая очень успешно работала. Много внимания уделял индивидуальной работе со студентами. Его научные работы, такие как «Воспитание сознательной дисциплины», «Авторитет родителей» до сих пор актуальны и изучаются студентами.
Лия Васильевна Плаксина – это настоящая «царица педагогики»! Какой голос! Прекрасная подача лекционного материала. Всегда обращала внимание на грамотность и культуру речи студентов в общении. Образец пунктуальности. Именно Лия Васильевна организовала первый в Республике Коми студенческий педагогический отряд из числа студентов инфака. Каждую неделю мы ездили в школу-интернат №1 г. Сыктывкара для детей сирот, проводили внеклассную работу. Каждый студент вел какой-нибудь кружок, помогал в учебе отстающим. Ходили с детьми на каток, играли в «Зарницу».
Помощницей и подругой Лии Васильевна была Людмила Трофимовна Тищенко. Запомнилась ее красивая внешность, копна непокорных волос. Добрейшей души человек! Чем только она не увлекалась?! В зрелом возрасте научилась играть на фортепьяно, лозоплетению. Тщательно следила за здоровьем, ее часто можно было увидеть на лыжне.
Валерий Геннадьевич Попов приходил к нам на замену заболевших. Скромный, тихий, улыбчивый. На лекциях никогда не пользовался записями. А сколько же он знал анекдотов об учителях! Его супругу, Марию Кондратьевну Попову, мы не знали, она ничего не вела у нас. Я познакомилась с ней позже, когда уже работала на кафедре. Это была модница из модниц! Всегда на каблучках, с модными аксессуарами, любительница рукодельничать. Всех поражала ее феноменальная память: всех преподавателей и студентов она помнила и называла по имени, отчеству и фамилии. Одна из моих коллег как-то рассказывала, что Мария Кондратьевна через много лет при встрече напомнила, по каким вопросам преподавательница, будучи студенткой, отвечала на госэкзаменах по педагогике. Мария Кондратьевна писала стихи и хорошо пела.
Некоторое время заведовала кафедрой Галина Михайловна Трифачева. Открытая душа, сердобольная, хлебосольная! Долгое время она жила в студенческом общежитии №4. Мы, студенты инфака, часто бегали к ней за консультациями и советами, хотя она преподавала на химико-биологическом факультете. Ее знали, наверное, все учителя города Сыктывкара и республики. На кафедре всегда сидела с кем-нибудь из учителей и все что-то с ними разрабатывала. Именно при Галине Михайловне инструктивные лагеря подготовки к летней практике проводились в Лемью, где студенты разных факультетов жили как в пионерском лагере, знакомились, начинали дружить, проявляли свои лучшие организаторские и творческие качества.
Долгое время руководила кафедрой Зинаида Степановна Попова. Умнейшая женщина, мощный дидакт в педагогике! Как она знала методику преподавания предмета! Сколько сил она отдавала работе! Мудра, человечна, тактична; бескорыстна, могла просто помочь человеку деньгами, одеждой, едой. Но была строга, у нее не забалуешь. К заседаниям кафедры тщательно готовилась, всегда имела план, вопросы и четко обозначенные проблемы. Скольким она дала «зеленый свет» в науку! При ее руководстве кафедрой защитили кандидатские диссертации О.А. Старцева, С.В. Рачина, П.В. Васильев, О.В. Есева; закончили аспирантуру И.А. Шатровская, Л.И. Шкурлей.
Тепло вспоминаю Николая Михайловича Глаздовского, «генерала» своего индустриально-педагогического факультета. Его обожали студенты. Он всегда думал об их судьбе, заботился, иногда заставлял учиться, особенно в трудные девяностые годы.
Начиная с 1990 года, на кафедру пришли новые преподаватели: О.А. Старцева, С.В. Рачина, Н.А. Тропникова, М.Н. Ярославцева, Д. Г. Кропотин, Л.И. Шкурлей, И.А. Шатровская, П.В. Васильев, О.В. Есева, Н.А. Садовский. Кафедра была очень дружной, делились опытом, вместе отмечали юбилеи, праздники. Радовались каждому успеху коллег. В нашем коллективе появился доктор педагогических наук – Николай Александрович Садовский защитил докторскую диссертацию. Он имел хорошую военную выправку, хорошо поставленный голос, замечательно читал стихи и пел. Производил впечатление эстета: всегда все подобрано по цвету, аккуратная прическа, всегда начищенные туфли; все бумаги аккуратно сложены в файлы.
В очень тяжелый период девяностых годов защитила кандидатскую диссертацию Светлана Владимировна Рачина. Помню, что здание аспирантуры в Санкт-Петербурге не отапливалось, стоял жуткий холод; трудно было с продуктами – покупали кубики «Галина Бланка» и разводили кипятком. Светлана Владимировна – великая труженица: разрабатывает все новые курсы, программы, дисциплины, ежегодно руководит инструктивным лагерем подготовки студентов к летней практике.
На факультете иностранных языков работала старшим преподавателем Марина Ивановна Ярославцева. Много сил отдано ею этому факультету. Очень внимательная к людям, человечная, отзывчивая, добрая и веселая.
Две мои любимые «девочки» – Ирина Александровна Шатровская и Любовь Ивановна Шкурлей. По-разному сложились их профессиональные судьбы, но их по-прежнему с теплом вспоминают бывшие студенты. Красивые, улыбчивые, заботливые, тактичные, стремящиеся к чему-то новому, легкие на подъем. До сих пор мы дружим.
Павел Владимирович Васильев пришел на кафедру после окончания физмата. Девочки филологического факультета влюблялись в него: молодой, стройный, добрый, с юмором. Занимался плаванием, весь факультет стал следом ходить в бассейн. В летний период работал с девиантными детьми в Гизель-Дере заместителем директора по воспитательной работе. Павел Владимирович защитил кандидатскую диссертацию, стал кандидатом педагогических наук, доцентом; кроме того, получил экономическое образование. Павел Владимирович заведовал кафедрой, затем был назначен проректором в КГПИ, а ныне работает проректором СГУ имени Питирима Сорокина по экономическим вопросам.
Ольга Васильевна Есева пришла на кафедру, имея опыт работы в школе в качестве учителя русского языка и литературы. Добра, во всем аккуратна, деятельна, всегда готова прийти на помощь. Успешно защитила кандидатскую диссертацию в Москве и стала работать доцентом кафедры. Ныне возглавляет Молодежный департамент Сыктывкарского университета.
Надежда Александровна Тропникова ассистировала З.С. Поповой на физмате и филфаке. Каждый год интересно проводила инструктивные лагеря по летней практике. Очень деловая, все проекты воплощает в жизнь. Ее хобби – дача, на которой все сама строит, сажает, выращивает море цветов.
Дмитрий Георгиевич Кропотин на кафедре работал недолго, запомнился как добрый, веселый, открытый человек. Дружил со всеми членами кафедры. Позже работал в Министерстве образования РК, ныне трудится в Министерстве просвещения РФ.
Анна Алексеевна Михеева многие десятилетия работала заведующей педагогической практикой всего КГПИ, всех факультетов. Сколько же сил и здоровья она вложила в своих студентов! Сколько было написано программ: по летней педпрактике, текущим учебным практикам, непрерывной педагогической практике, программе инструктивных лагерей студентов. Сколько городских и сельских школ посещено было ею во время педагогических практик, сколько проведено конференций! Организовывала выезды студентов в Лемью на занятия, заботилась об их питании. Сколько разных специалистов она приглашала на занятия: из МВД, МЧС, музыкантов, пионерских вожатых, классных руководителей! Всегда была спокойна, улыбчива и доброжелательна в общении.
Надежными помощниками студентов были наши лаборанты кафедр. Марина Николаевна Каракчиева вела занятия по педагогике на химико-биологическом факультете и работала лаборантом кафедры. Она писала отличные стихи. Валентина Михайловна Леготина была не просто лаборантом, но и хорошим консультантом, помогала студентам найти нужную литературу, могла провести необходимую консультацию по предмету. На печатных машинках набирала планы, программы, научные статьи преподавателей, документы кафедры.
Я, автор этих строк, Ольга Александровна Старцева, кандидат педагогических наук, доцент. Прищла на кафедру в 1989 году, имея за плечами большой практический опыт работы в школе-интернате им. А.А. Католикова и в СПТУ № 34 в качестве заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Работала старшим преподавателем кафедры и заместителем декана на филологическом факультете. В 1996 году успешно защитила кандидатскую диссертацию. Всю сознательную профессиональную жизнь посвятила изучению девиантного поведения детей. В институте и университете проработала 32 года, заведовала кафедрой педагогики. С 2021 года на заслуженном отдыхе.
От всей души желаю моим ныне здравствующим коллегам здоровья, мира, долгих лет жизни, успехов в педагогической деятельности. А ушедшим – светлая память! Спасибо за путевку в трудовую жизнь, которая успешно состоялась благодаря многим людям, настоящим профессионалам, людям с большим сердцем.