В 1987 году учебный процесс претерпел некоторые изменения – теперь в работе ученых советов всех вузов республики на равных с остальными стали участвовать и студенты.
По предложению студенческих групп назначались старосты, определялись именные и персональные стипендии, решались вопросы о назначении студентами стипендий и надбавок, распределении мест в общежитиях и т.д. А совместные собрания студентов и преподавателей стали совсем привычными – на них обсуждались и решались проблемы учебной и научной деятельности вуза, труда, быта и отдыха его коллектива.
Мнение студентов стали учитывать и при аттестации преподавателей, оценке качества семинаров и лекций – в общем, полное погружение в организацию образовательного процесса. Именно таким образом воспитывались будущие специалисты – приобретали чувство ответственности за свои действия.
А какие были первые результаты студенческого самоуправления?
В вузах республики студенческие профкомы и комитеты ВЛКСМ стали строже относиться к нарушителям дисциплины в общежитиях, прогульщикам занятий. Деканат уже не удивлялся, когда к ним поступали ходатайства комсомольско-профсоюзного актива, студенческой группы об отчислении нерадивых студентов, снятии со стипендии или выселении из общежития.
Студенты в то время желали новых, более эффективных форм управления собственной жизнью в вузе. Иногда они находили верные пути – например, по просьбе студентов изменилось расписание лекций и семинаров, а субботу сделали “днём самообразования”, свободным от аудиторных занятий.
Наиболее легко самоуправление прижилось в сфере досуга студентов, их труда и быта: например, организация художественной самодеятельности, дискотек, клубов по интересам. Гораздо сложнее – в учебной деятельности.
Также в условиях развивающегося студенческого управления возросла и ответственность преподавателей вузов за свою педагогическую позицию. Иногда из-за этого вытекали спорные моменты: демонстрация собственной власти некоторых наставников вызывала справедливую реакцию студентов.
К сожалению, у многих студентов стремление к независимости уживалось со страхом перед повышенной ответственностью. Ведь довольно трудно ежедневно оправдывать доверие товарищей, которые избрали тебя руководителем студенческого деканата. Но ведь научиться самоуправлению можно только в деле!