Учитель учителей

С.Н. Коновалов и С.А. Шамахов на Государственном экзамене.

С началом Великой Отечественной войны многие преподаватели Коми пединститута ушли на фронт. Оставшиеся же самоотверженно трудились в учебных аудиториях, на сельхозполях, лесосплаве. При этом они продолжали заниматься наукой. Одним из таких был С.Н. Коновалов. 
Имя Степана Николаевича Коновалова (1894-1989) широко известно среди учителей и научной общественности нашей республики. Он был одним из первых, кто начал разработку методики преподавания русского языка в коми школе. 

Степан Николаевич был родом из деревни Нижняя Отла нынешнего Княжпогостского района. В КГПИ начал работать с 1933 года. В то время, по словам С.Н. Коновалова, в области преподавания русского языка в коми начальной школе царил полный хаос и неразбериха. Из воспоминаний: «В одних школах до 4 класса совершенно не изучается русский язык, в других школах поучение русского языка начинается с 3 класса, в третьих – со 2-го и т.д. Объем проходимого материала тоже совершенно различный, а в области методики преподавания русского языка в коми школе учителя не имели никаких ясных представлений…»

Занявшись этой проблемой, Степан Николаевич опубликовал 23 научные и методические работы. Уже в 1938 году был издан «Учебник русского языка для коми школ (синтаксис)» С.Н. Коновалова в сотрудничестве с Ю.П. Забоевой. Публикации 30-х годов легли в основу кандидатской диссертации – «Преподавание русской грамматики (фонетики и морфологии) в коми семилетней школе», которую Степан Николаевич успешно защитил в мае 1949 года. А ученое звание доцента он получил еще раньше, в 1944 году. Его научные труды в области языкознания в 1958 году были отмечены редкой наградой – медалью Ушинского, учрежденной в 1945 году. 

Коми пединституту Степан Николаевич посвятил 26 лет. Работал зав. кафедрой русского языка, был зав. учебной частью, пом. директора Учительского института при КГПИ. Кроме того, ученый — один из авторов создания коми алфавита на основе русской графики (1939 г.). 
Степан Николаевич подготовил не одно поколение преподавателей русского языка. Он выступал на учительских конференциях, съездах и семинарах, выезжал в районы республики, чтобы помочь начинающим словесникам, а опыт лучших сделать достоянием всех. В истории пединститута он остался Учителем учителей.