Андрей Григорьевич Назаркин

Во время войны одним из руководителей Коми пединститута был Андрей Григорьевич Назаркин (15.07.1943-18.07.1945), который оставил глубокий след в истории вуза. Новый директор проявил себя способным политическим руководителем, опытным и инициативным администратором.

А.Г. Назаркин (1904-?) родился в с. Муняково Рязанской области в рабочей семье. До 1922 г. он проживал в родном селе, занимался крестьянским трудом, затем в течение шести лет работал грузчиком на текстильной фабрике. В 1927 г. был назначен директором детского дома и средней школы в г. Павлово-Посаде.

Потребность в более глубоких знаниях привела Андрея Назаркина в 1931 г. в аудиторию Института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова. По сокращенной программе того времени через два года он окончил институт. Выпускник получил назначение на должность преподавателя ленинизма Зоотехнического института в г. Загорске, а чуть позже его утвердили заведующим кафедрой социально-экономических дисциплин завода ВТУЗ в г. Люберцы Московской области.

Свое образование Александр Назаркин значительно пополнил учебой на философском факультете вечернего Института красной профессуры, после окончания которого был выдвинут на должность заведующего отделом агитации и пропаганды столичного Первомайского райкома. Одновременно он работал преподавателем ленинизма в Московском энергетическом институте, а в 1938 г. его утвердили доцентом кафедры марксизма-ленинизма этого же института. С 1939 по 1941 гг. Андрей Григорьевич являлся доцентом кафедры марксизма-ленинизма Московского государственного института театрального искусства, а затем в течение года он был начальником кафедры марксизма-ленинизма школы НКВД.

Приказом народного комиссара просвещения РСФСР В. Потемкина в июле 1943 г. кандидат философских наук, доцент Андрей Григорьевич Назаркин был утвержден директором Коми пединститута.

В трудных условиях войны ему удалось доукомплектовать педагогический институт профессорско-преподавательскими кадрами. А.Г. Назаркин добился значительного улучшения научно-исследовательской работы в институте. Все преподаватели продолжали разрабатывать научные проблемы, связанные с изучением производительных сил, истории и культуры Коми АССР.

По его предложению в институте проводились семинары по философии и иностранным языкам для преподавателей, которые готовились к сдаче экзаменов кандидатского минимума.

Андрей Григорьевич жил интересами института, наряду с решением учебно-научных проблем он занимался хозяйственно-административными вопросами – организацией заготовки дров, раскорчевки леса, ремонта кочегарки. Он не просто требовал от преподавателей постоянного повышения своих научно-теоретических знаний, но и на собственном примере показывал, что такое профессиональный рост. Так, за время пребывания на посту директора КГПИ им была подготовлена докторская диссертация на тему: «Белинский – мыслитель и патриот».

Несмотря на свою постоянную загруженность в институте, А.Г. Назаркин вел активную общественную работу. Как внештатный лектор обкома и горкома партии он читал лекционный курс по марксизму-ленинизму в областной партийной школе, выступал с докладами и лекциями на предприятиях и в учреждениях Сыктывкара, по радио и в печати.